Pages

среда, 6 октября 2010 г.

Итак, российским физикам опять дали Нобелевскую премию. В третий раз за десять лет.

Поздравления Андрею Гейму и Константину Новоселову!


До премии, выданной Жоресу Алферову в 2000 году, в России существовал некоторый комплекс (я хорошо помню газетные статьи и книжки того времени, хоть был и мал). Комплекс этот был по поводу того, что после вручения Нобелевской премии Капице в 1978 году ни один советский и российский физик эту награду не получал. Приводились теории заговора, различные политические мотивы - но комплекс существовал. После Алферова премию получили Абрикосов и Гинзбург и комплекс ушел, хочется верить, что надолго. И вот - опять.


Нобелевская премия этого года для меня лично стоит особняком. 


Во-первых, ее впервые получили выпускники МФТИ. Гинзбург какое-то время рулил кафедрой на ФОПФе, Ландау и Капица - отцы физтеха, но все-таки они не выпускники.


Во-вторых, ее получили совсем молодые ученые - Новоселов, например, 97-го года выпуска. Обычно Нобелевки получают убеленные сединами старики, по сути дела, пенсионеры (причем многие просто не доживают).  В общем-то, это свидетельство, что совсем недавно физтех был еще какой торт.


В-третьих, открытие, которое они сделали - графен - сейчас реально у всех на слуху. В энциклопедии Аванта+ по физике, которую я читал году в 2000 (давно это было, черт побери), говорилось только про три аллотропные модификации углерода - углерод, алмаз и фуллерен. Графена не было. В 2009 же году, когда я выпускался с Физтеха, почти все мои толковые друзья (точнее, 66.6% от них), позже уехавшие на PhD в Штаты, занимались графеном.


В-четвертых, Андрей Гейм - единственный в мире человек, получивший и Нобелевскую, и Игнобелевскую премию. Судя по всему, он весьма оригинальный человек - однажды он вписал в список соавторов своего хомячка. А после получения Нобелевской премии выпил шампанского и заперся в кабинете, сказав, что ему надо поработать. Такой, типично физтеховский юмор.


В пятых, эта премия - бесспорная и безусловная. Нет никаких споров о важности открытия, нет никаких споров о приоритете. Рано или поздно это должно было произойти. 


Ну и в-пятых, Андрей и Костя показывают типичный, в общем-то, путь для современного российского физика. А именно - не знаю, о чем вы тут говорите, но надо ехать.


Жду оглашения результатов по экономике, там у меня будет шкурный интерес (поставлю на тотализатор).